В 2014 г. Сбербанк сэкономил на IT-закупках $450 млн, что составило 40% бюджета госбанка на IT-решения, сообщил «Ведомостям» сотрудник пресс-службы Сбербанка. Экономия произошла благодаря решению госбанка отказаться от посредников в IT-закупках: предправления банка Герман Греф рассказал об этом решении в июне 2014 г. на собрании акционеров банка. Стратегия прямых закупок начала реализовываться только с IV квартала 2014 г., уточнил представитель Сбербанка.
«Мы теряли огромные деньги, потому что все эти посредники кормились на нас», - говорил Греф в июне. За последние пять лет банк перешел на прямые контракты с ключевыми производителями оборудования и ПО, отказавшись от посредников и снизив закупочные цены на 20-40%, рассказывал он. В 2011 г. банк закупил для нового центра обработки данных через системного интегратора «Крок» серверы IBM вчетверо дороже, чем они обошлись бы ему напрямую от производителя, говорится в материалах уголовного дела, возбужденного 23 октября 2013 г.
Стремление Сбербанка к прямым контрактам разделяют далеко не все банки. Руководитель IT-блока одного из крупных российских банков рассказывал ранее «Ведомостям», что его банк не собирается исключать системных интеграторов из цепочки поставки оборудования. Дело в том, что вместе с самим оборудованием банк заказывает у системного интегратора и работы по его настройке и интеграции в IT-инфраструктуру, поясняет он. Сэкономив на прямой поставке, все равно пришлось бы обращаться к интегратору за IT-услугами, поскольку иметь в штате собственного специалиста, который умеет настраивать это оборудование или софт, зачастую нет смысла, говорит собеседник «Ведомостей». Тем более что умельцы, которые знают недокументированные особенности оборудования, - товар штучный и узкоспециализированный.
Человек в руководстве Сбербанка уточняет, что речи о полном отказе банка от услуг системных интеграторов не идет. Хотя банк максимально использует мощности дочерней IT-компании «Сбертех», на некоторые участки проектов Сбербанк привлекает специалистов из системных интеграторов - только для получения IT-услуг.
Сбербанк смог сэкономить, отказавшись от посредников в закупках, из-за масштабов своих IT-проектов, объясняет аналитик IDC Александр Прохоров. Банк организовал собственные дочерние IT-компании - «Сбертех» и «Сберсервис», на которые перевел выполнение тех задач, которые в компаниях меньшего размера обычно выполняют интеграторы. Практика отказа от IT-посредников распространена также в нефтегазовой отрасли, замечает Прохоров, приводя в пример ИТСК («IT-дочка» «Газпром нефти» и «Сибура») и «Лукойл-информ» («IT-дочка» «Лукойла»), которые обслуживают все IT-потребности головных компаний.
В качестве прямых заказчиков вендоров потенциально интересуют лишь около 10 российских компаний - в первую очередь крупнейшие госкомпании и госбанки, рассказывал «Ведомостям» в июне заместитель гендиректора компании InfoWatch Рустэм Хайретдинов.
Если примеру Сбербанка массово последуют другие крупные заказчики, то это скорее принесет вред IT-рынку, поскольку лишит его обмена опытом, уверен гендиректор системного интегратора Radius Group Дмитрий Мариничев. Собрав с рынка разработчиков и инженеров, Сбербанк поставил перед ними собственные задачи, но в системном интеграторе или разработчике софта они работали бы над IT-проектами со всего рынка и могли бы тиражировать свои решения и опыт, замечает он.
«Ростех» в июне 2014 г. тоже оптимизировал IT-закупки, сделав дочернюю «РТ-информ» корпоративным дистрибутором IT-решений. Раньше предприятия, входящие в его структуру, приобретали IT-решения порознь, и за счет объемов «Ростех» рассчитывал экономить до 30% своего бюджета. Госкорпорация оказалась довольна результатом - закупив первую партию софта в декабре 2014 г. более чем для 30 предприятий, она смогла уложиться в бюджет, утвержденный еще до изменения курса рубля, сообщил представитель «Ростеха». Госкорпорация продолжит объединять закупки и рассчитывает на скидки от производителей.