Минэкономразвития обновило законопроект о ГЧП

Минэкономразвития подготовило обновленную редакцию законопроекта о ГЧП ко второму чтению (копия есть у «Ведомостей»). Сейчас документ дорабатывается для принятия в весеннюю сессию, сообщил представитель Минэкономразвития.

Законопроект о ГЧП был принят в первом чтении еще весной 2013 г. и с тех пор готовится ко второму. В конце января Минэкономразвития предложило консультантам и представителям бизнеса обсудить обновленную версию.

Новый закон должен разрешить различные формы ГЧП, а не только концессии, как сейчас. Причем не только на федеральном уровне, но и в регионах и муниципалитетах. Большинство регионов приняли собственные законы о ГЧП, но используются они не очень активно из-за рисков противоречия федеральному законодательству (см. график). Крупные банки, которые финансируют проекты ГЧП, региональные законы о ГЧП при отсутствии федерального даже читать не будут - с их точки зрения, проекты по региональным законам «нефинансируемы», говорит вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов.

Чтобы запустить поток проектов, Минэкономразвития решило описать единые правила и процедуры ГЧП в федеральном законе. С момента принятия в первом чтении документ существенно увеличился: с 13 статей на 18 страницах до 47 статей на 140 страницах. Экспертам предложено представить замечания, рассказывают два участника обсуждения: одновременно идет работа над устранением замечаний администрации президента. Они получены в рабочем порядке, официального отзыва администрация еще не давала, уточняют собеседники «Ведомостей».

Из законопроекта «об основах ГЧП» документ превратился в достаточно детальный нормативный акт, замечает партнер Hogan Lovells Александр Долгов: возможно, следовало бы перенести часть регулирования в подзаконные акты. Законопроект чрезмерно жестко регламентирует конкурсную процедуру, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Инфраструктурные проекты нельзя делать под копирку, поэтому и потерпели крах типовые формы концессионных соглашений, объясняет она: так что и инфраструктурные конкурсы проводить под копирку невозможно, нужна тонкая настройка правил под потребности конкретного проекта.

Новый закон о ГЧП наиболее важен для небольших и средних региональных проектов, отмечает Николай Захаров из «НЭО центра»: в первую очередь социальных объектов и транспортной инфраструктуры регионального и местного значения (улично-дорожная сеть, легкорельсовый транспорт, региональные аэропорты). Концессионная модель для таких проектов часто неоправданна, объясняет Захаров: издержки на подготовку и проведение конкурса несопоставимы с масштабом проекта. Зато уже есть практика структурирования таких проектов по региональным законам, хоть они и не реализовывались из-за высоких рисков.

В условиях экономического кризиса и дефицита региональных бюджетов применение разных схем даст серьезные преимущества, надеется Захаров: например, возникновение права собственности инвестора на объект соглашения позволит получить заемное финансирование на более выгодных условиях. Для большинства имеющихся проектов можно использовать концессию, пласт проектов, которым необходимы иные модели, достаточно узкий, считает Ялов: но это не значит, что законопроект о ГЧП не нужен, чем больше инструментов для разных проектов, тем лучше.

Но пока при высокой стоимости финансирования провести конкурс можно, а вот начать строительство тяжело, признает Ялов: «Но работа над проектами не прекращается - иначе, когда экономическая ситуация улучшится, снова придется ждать год-полтора, чтобы запустить проект».