Крупнейшая чешская авиакомпания Czech Airlines вчера заявила, что сократит число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты в этом направлении на 20%, сообщил ТАСС. В компании отметили, что из-за отсутствия пассажиров уже неоднократно отменялись рейсы в российские города или ставились самолеты меньшей емкости. Czech Airlines уже скорректировала зимнее расписание и собирается частично изменить летнее: она прекратит полеты в Пермь и Уфу и не будет открывать рейсы из Праги в Казань и Калининград. В компании не исключили возможности восстановления полетов, но после улучшения экономической ситуации и роста доходов граждан.
Czech Airlines не первая иностранная авиакомпания, пересмотревшая планы работы в России в связи с кризисом. В Finnair сообщили, что до 22 апреля компания прекратит рейсы в Казань, Нижний Новгород и Самару. В Flydubai заявили, что с конца января компания сократила рейсы по ряду российских направлений «из-за текущей ситуации на рынке и уровня спроса» (это не затронет рейсы из московского Внуково). Крупнейший скандинавский перевозчик SAS сократит рейсы из Москвы и Петербурга в Стокгольм и Копенгаген. Germanwings намерена прекратить с весны полеты из Дюссельдорфа в Москву, а с 15 февраля Air Berlin будет летать между Берлином и Петербургом лишь раз в день. Ее дочерняя компания Niki прекратила с конца января полеты из Москвы в Вену, сообщили «Ъ» в аэропорту Домодедово. Британская EasyJet сократила с 1 февраля число еженедельных рейсов с 13 до 11, а с 29 марта сохранит лишь один рейс в неделю. Израильская El Al закрыла рейсы между Петербургом и Тель-Авивом, с конца марта из России полностью уйдет Thai Airways. Сокращение спроса на маршрутах в Таиланд вызвано снижением покупательской способности населения, сообщили «Ъ» в компании.
Отказы перевозчиков уже сказались на интенсивности движения (число рейсов) в российском воздушном пространстве: по сведениям «Ъ», в 2014 году этот показатель сократился на 3% на международных линиях, а транзит над российской территорией и вовсе упал на 7%. Пассажиропоток из России за рубеж, по данным «Ъ», в 2014 году вырос лишь на 3%. Источники «Ъ» в отрасли уверены, что на это повлияли и катастрофа Boeing 777 Malaysia Airlines под Донецком, и политическая ситуация. На внутренних линиях интенсивность движения, напротив, выросла на 13%.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что российские авиакомпании вполне справляются с «импортозамещением», получив дополнительного пассажира. При этом отмена рейсов из регионов за рубеж вновь вынуждает пассажира лететь через Москву и Петербург, отмечает эксперт, происходит возврат к развитию хабов. Российские авиакомпании также получили возможность забрать нового транзитного пассажира на маршрутах из Северной Европы - например, в Таиланд за счет более доступных тарифов, добавил господин Горин. Эту тенденцию «Ъ» подтвердил основатель Aviasales Константин Калинов. По его словам, билеты «Трансаэро», к примеру, на €100 дешевле при полетах из Парижа и Берлина в Дели, аналогичную экономию можно получить при полетах «Аэрофлотом» из Амстердама и Парижа в Токио и Шанхай. Источник, близкий к «Аэрофлоту», говорит, что спрос на международных линиях из России в январе вырос только на 9%, тогда как на внутренних - на 21%, и подтверждает, что компания компенсировала падение локального спроса за счет транзитных пассажиров - в основном на маршрутах из Европы в Азию. В «Трансаэро» заявили, что иностранные авиакомпании сокращают перевозки на российском рынке, так как ориентировались «на поток именно российских пассажиров вместо привоза иностранных туристов в Россию».
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий говорит, что уход любого перевозчика с маршрута снижает избыток емкостей на рынке и остроту конкуренции. Оставшиеся компании смогут поддерживать уровень цен на билеты и рентабельность, замечает он, но пассажирам вряд ли стоит ждать снижения цен на билеты по этим маршрутам.
Елизавета Кузнецова