Табачные производители - Philip Morris International (PMI) и Japan Tobacco International (JTI) - вчера отчитались о снижении отгрузок в России в прошлом году. Третий табачный гигант, British American Tobacco, раскроет результаты работы в 2014 г. в феврале.
Рынок сигарет в России в 2014 г. сократился на 9,2% до 310,6 млрд штук из-за роста цен, вызванного увеличением акцизов, и слабой экономики, сообщила PMI. По данным Росстата, российское производство в прошлом году сократилось на 8,8% до 355 млрд сигарет. Данные Росстата учитывают в том числе сигареты, которые идут на экспорт, подсчеты PMI близки к действительности, объясняет разницу менеджер одной из табачных компаний.
Отгрузки самой PMI в России упали не так сильно, как рынок в целом, - всего лишь на 3,5% до 84,9 млрд штук, указывает компания в отчете. При этом ее доля рынка за год выросла на 1 процентный пункт - до 27,1%, ссылается компания на данные Nielsen.
Фактически PMI отвоевала долю у JTI. Общемировые отгрузки этой компании сократились на 4,7% до 398 млрд сигарет, причем наибольшее влияние на результаты компании оказал спад индустрии в России, говорится в ее материалах. Общие отгрузки в России у компании сократились на 13,6%, отгрузки глобальных брендов JTI - на 10,1%. При этом общерыночный спад рынка компания оценивает в 9,5%, не раскрывая цифр в натуральном выражении.
На этом фоне доля российского рынка у JTI в натуральном выражении сократилась на 1,4 п. п. до 34,9%, в денежном - на 0,9 п. п. до 35,8%, указано в сообщении компании.
Резкое падение рубля на фоне международных санкций против России ухудшило прогнозы по состоянию российской экономики, и это размыло прибыль JTI в этой стране, пишет Bloomberg. Производитель импортирует табачное сырье за доллары и ослабление рубля снижает прибыль компании в России, указывает агентство, отмечая, что результаты компании не оправдали ожиданий аналитиков.
Кроме стандартной причины - роста цен из-за увеличения налоговой ставки - JTI называет еще один фактор, повлиявший на результаты. Снижение отгрузок, по ее мнению, произошло также за счет ценовых войн табачных производителей в низком и среднем ценовом сегменте.
Представитель JTI не смог уточнить, что означает эта формулировка. Но в конце июля компания уже называла такую причину снижения отгрузок. Тогда представитель компании уточнял «Ведомостям», что конкуренты придерживают цены, а JTI приняла стратегическое решение не участвовать в ценовой войне.
С 1 июня 2014 г. в России запрещена открытая выкладка сигарет в местах их продажи, и цена стала единственным действенным методом борьбы за покупателя, рассуждает сотрудник одной из табачных компаний. В этой ситуации производители начинают искусственно сдерживать рост цен (особенно на дешевые сигареты), жертвуя рентабельностью, лишь бы покупатель не переключался на нелегальный товар, объясняет источник в другой табачной компании.
В 2014 г. нелегальный рынок сигарет составил 2,7% и в этом году он наверняка вырастет из-за повышения цен, уверены табачные производители. По прогнозам PMI, в этом году рынок легальных сигарет сократится на 8-10% (до 279,5-285,7 млрд штук. - «Ведомости»).