Мобильный интернет-трафик в России в 2014 г. вырос на 89% по сравнению с 2013 г., следует из ежегодного отчета Cisco. А по сравнению с 2009 г. мобильный трафик в России вырос в 52 раза. В среднем ежемесячно российские сотовые абоненты принимали и передавали 91,5 петабайта данных, что сравнимо с информацией, записанной на 23 млн DVD-дисков, подчеркивают авторы отчета. Каждый пользователь мобильного устройства в месяц потреблял 372 Мб трафика, выяснили они. При этом месячный трафик пользователей смартфонов вырос более чем на 90% до 817 Мб, планшетов - более чем на 220% до 2092 Мб, а компьютеров, подключаемых через сотовые модемы и роутеры, - на 26% до 2480 Мб.
До 2019 г. мобильный трафик в России ежегодно будет расти на 72%, прогнозирует Cisco. При этом к 2019 г. мобильный дата-трафик составит 24% в общем объеме российского интернет-трафика против 5% в 2014 г.
Во всем мире в 2014 г. мобильный трафик вырос на 69%, посчитала Cisco. В США прирост составил 63%, в Западной Европе - 45%, в Центральной и Восточной Европе - 91%.
Выручка сотовых операторов от услуг мобильного интернета пока растет медленнее. По данным AC&M-Consulting, в III квартале 2014 г. она достигла 46,3 млрд руб., что на 32,1% больше, чем было в тот же период в прошлом году. За девять месяцев 2014 г. доходы российских сотовых операторов от передачи данных выросли по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 35%, говорит партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Такого же роста она ждет и по итогам всего 2014 г. При этом средний доход от услуг мобильного интернета на абонента (ARPU) в III квартале 2014 г. вырос всего на 17%: он составил 171 руб. против 147 руб. годом ранее, рассказывает Панкратова.
Выручка от передачи дата-трафика растет медленнее, чем передаваемые объемы данных, поскольку происходит косвенное снижение его стоимости, рассуждает аналитик. Российские операторы делают упор на пакетные тарифы, включающие лимитированный голосовой и дата-трафик, а также фиксированное количество предоплаченных sms. Чем больше пакет - тем дешевле в нем каждый предоплаченный мегабайт, добавляет Панкратова. При этом, по ее словам, абоненты стали покупать все большие по объему пакеты.
На рост трафика повлияло также увеличение зоны покрытия сотовых сетей третьего и четвертого поколений, общего количества смартфонов и других мобильных устройств, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Но абоненты не готовы тратить на мобильный интернет слишком много, считает он.
МТС объясняет разницу в темпах роста объема и выручки от мобильного интернет-трафика повышением доступности своих услуг. У оператора есть тарифы, которые предполагают, что при высоком уровне потребления абонент сможет купить мегабайт трафика за 1 коп., рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Трафик растет быстрее выручки из-за пакетных тарифов и развития сетей четвертого поколения, в которых скорость передачи данных больше, а потребление услуг, соответственно, выше, констатирует представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представитель «Мегафона» не объясняет, с чем связана разница в темпах роста, но говорит, что это «следствие мировых тенденций».
Между тем популярность пакетных предложений в Европе и, как следствие, большая разница в темпах роста объема мобильного интернет-трафика и выручки от него привели к тому, что европейским операторам стало тяжело конкурировать друг с другом и развиваться. Их капитальные затраты на расширение сетей не покрываются доходами. В результате сотовые компании в Европе вынуждены объединяться, чтобы выжить. Уже почти год в прессе обсуждаются слухи о возможном слиянии итальянской Wind, входящей в группу Vimpelcom, с оператором Three из империи Hutchison. Вчера о заключении сделки объявили British Telecom и EE.