Honda Motor Co. вечером 25 ноября признала факт того, что на протяжении 11 лет скрывала от Национального управления по безопасности дорожного движения (NHTSA) точные данные о жалобах на аварии своих автомобилей в США. В результате регуляторам до самого последнего времени не было известно о 1,7 тыс. случаев гибели или получения тяжких телесных повреждений из-за эксплуатации автомобилей компании. Правда, свои ошибки компания называет непреднамеренными и вызванными сбоями в компьютерной системе или нечаянным неверным заполнением соответствующих документов.
В соответствии с законом об отзывах, улучшениях, ответственности и документации в сфере транспорта, принятым в 2000 году, все автопроизводители обязаны сообщать в NHTSA о каждом случае получения жалобы в связи с гибелью или получением телесных повреждений при эксплуатации автомобилей, как и обо всех случаях отзыва автомобилей или иных кампаниях, направленных на повышение безопасности автомобилей в США или за рубежом.
С 2000 года Honda сообщила властям о 1411 случаях получения жалоб, в то время как информация о 1700 жалобах была скрыта.
Сокрытие - намеренное или случайное - информации регуляторы начали подозревать после начала масштабного расследования, связанного с массовыми отзывами автомобилей в США из-за бракованных подушек безопасности, которыми производителей снабжала японская компания Takata. Напомним, что тогда ведущим автопроизводителям пришлось отозвать миллионы автомобилей, оборудованных подушками безопасности Takata.
Внимание властей заставило Honda провести собственное расследование, которое и выявило расхождения между данными о жалобах, поступивших в компанию, и теми данными, которые компания передавала федеральным властям.
«Этот аудит показал… что мы не выполняли своих обязательств»,- признал вице-президент Honda North America Рик Шостек, добавив, что в компании последуют кадровые изменения и изменения в системе подготовки персонала. В свою очередь, президент Honda Motor Таканобу Ито заявил в Токио, что проблемы возникли из-за того, что у компании и властей имелись несовпадающие представления о тех обязательствах, которые накладывает на производителя американское законодательство. По его словам, менеджмент Honda North America сделал массу ошибок при составлении отчетов в NHTSA.
Скандал фактически вышел на международный уровень. Японский министр транспорта Акихиро Охта сообщил, в частности, что его ведомство создает специальную комиссию, которая займется расследованием и отзыва автомобилей из-за бракованных подушек безопасности Takata, и нарушением отчетности, допущенным Honda.
В NHTSA отказались говорить о возможном наказании для Honda Motor. «Мы получили документы Honda… и начнем их рассматривать немедленно в рамках нашего продолжающегося расследования»,- цитирует агентство Bloomberg главного юрисконсульта управления Кевина Винсента. Однако эксперты говорят, что наказание будет показательным, а потому суровым. Автопроизводителям грозит штраф в $7 тыс. в день за несвоевременную подачу данных NHTSA. Учитывая масштаб нарушений и их продолжительность, полная сумма штрафных санкций легко перекрывает $35 млн - максимальное наказание по гражданским делам. «Думаю, совершенно точно они выплатят $35 млн,- цитирует Bloomberg бывшего директора NHTSA Джоан Клейбрук.- Совершенно непостижимо то, что Honda могла так поступить. Под удар поставлена репутация компании».
До сих пор самый крупный штраф в связи с несвоевременным информированием властей был присужден NHTSA компании Ferrari SpA, которая забыла сообщить управлению о трех смертях, и составил $3,5 млн.
Иван Никольский