Согласно опубликованному вчера отчету Федерального управления статистики Германии, продажи сигарет в Германии упали в 2014 году до рекордно низкого уровня. В прошлом году было продано 79,5 млрд сигарет, что на 0,9% меньше, чем в 2013 году. Это самый низкий показатель с момента объединения Германии. В течение последнего десятилетия продажи сигарет устойчиво падают: в 2001 году было продано 142,5 млрд штук, в 2006-м - 93,5 млрд, в 2011-м - 87,6 млрд. В сравнении с 1991 годом продажи сигарет упали почти в два раза - со 146,5 млрд штук до 79,5 млрд. При этом из-за повышения налогов и роста цен на сигареты доходы государственного бюджета от продажи сигарет выросли за этот же период с €15,9 млрд до €20,5 млрд.
При этом, по мнению Немецкого сигаретного союза (DZV), объединяющего производителей сигарет, официальные данные лишь частично отражают действительные масштабы потребления сигарет в Германии. По оценке DZV, примерно пятая часть всех выкуриваемых в Германии сигарет и сигар не облагается налогами в стране. Значительная их часть приходится на контрабандные или фальсифицированные сигареты.
Продажи сигарет падают и в целом в Европе. Согласно отчету одной из крупнейших табачных компаний, British American Tobacco, количество проданных ею сигарет в первые девять месяцев прошлого года сократилось на 1%. Это сокращение произошло прежде всего именно за счет Западной Европы, где компания продала на 5 млрд сигарет меньше, чем в тот же период прошлого года. В прошлом году также снизились, хотя и не столь значительно, как прогнозировалось ранее, продажи другой крупной табачной компании - Imperial Tobacco Sales. С 2009 по 2013 год количество проданных в Западной Европе сигарет упало со 130 млрд до 119 млрд штук.
В октябре 2013 года Европарламент принял новое законодательство, направленное на ужесточение борьбы с курением. Согласно этим правилам, изображения, демонстрирующие последствия табакокурения, должны занимать 65% сигаретной пачки, также с 2022 года запрещаются продажи всех видов ароматизированных сигарет. В сентябре прошлого года Министерство здравоохранения Франции предложило ввести однотипные пачки сигарет для всех производителей, на которых не будет ни логотипа производителя, ни его отличительного знака. Планы по унификации сигаретных пачек есть также у властей Норвегии, Турции и Великобритании. Единственная страна, где такая практика уже действует,- Австралия. Там закон, согласно которому на сигаретных пачках запрещено использование ярких цветов и логотипов, все сигареты выпускаются в одинаковых пачках, а названия компаний-производителей печатаются по единому шаблону, стандартными буквами и одним цветом, был принят в декабре 2012 года. В ноябре прошлого года власти Китая представили на общественное обсуждение проект запрета курения в общественных местах, ограничения курения на открытом воздухе и запрета рекламы табачных изделий.
Яна Рождественская