В России плохо используют креативный потенциал сотрудников: компании мало заботятся о создании корпоративной атмосферы, которая поддерживает новые идеи, идущие снизу, от каждого сотрудника. «Во многих ли российских компаниях есть директора по инновациям?» - задает риторический вопрос Эдуард Балдаков, управляющий директор EF Education Ferst в России и СНГ.
Что-то новенькое
Создание новых продуктов и услуг считают своим приоритетом на ближайшие годы 54% компаний в мире, говорится в отчете исследования The Economist Intelligence Unit, проведенного в конце 2014 г. и опубликованного на этой неделе. В России эту стратегию развития разделяют только 37% компаний.
Исследователи задались целью понять, какие факторы влияют на развитие инноваций внутри компаний. Как выяснилось, самых главных три - корпоративная культура, поощряющая идеи, терпимость к неудачам и сильное руководство. В России меньше ценят культуру, поощряющую сбор идей от каждого сотрудника: 43% руководителей назвали ее важной, в то время как в мире так считают 53%. У нас же главным двигателем прогресса считают тесное сотрудничество между коллегами разных отделов.
41% руководителей в 22 странах убеждены, что инновационную компанию не построишь без культуры терпимости к ошибкам и неудачам - только тогда сотрудники не будут бояться предлагать и изобретать что-то новое. В российском же менталитете до сих пор сильны убеждения, что «инициатива наказуема» и «лучше не высовываться».
По индексу инновационности Россия больше похожа на страны догоняющего развития, Бразилию или Китай, для которых актуальнее завоевание новых рынков, чем создание технологий и идей, замечает Авива Фройдманн, директор по исследованиям EMEA Economist Intelligence Unit. Однако те, кто создаст атмосферу, дружелюбную и питательную для развития идей, получат огромные конкурентные преимущества лет через пять, убежден Балдаков. Причем у небольших и средних компаний порой даже больше возможностей стать более инновационными, чем у более инертных крупных.
Не из учебника
Корпоративная культура открытых дверей и удобные системы для внутренней коммуникации помогают не только руководству, но и инициативным сотрудникам «достучаться до небес» и выйти с новыми идеями к топ-менеджменту, убежден Михаил Соколов, управляющий директор компании OneTwoTrip, российской компании, которая специализируется на продаже авиабилетов онлайн. Здесь работает более 100 сотрудников, и, чтобы каждый из них был услышан, в компании активно используют удобные платформы для общения, например Slack - систему групповых чатов. «В ней мы создаем специальные тематические ветки по обмену новыми идеями, что дает возможность каждому сотруднику в любой момент поделиться своими идеями по развитию продуктов», - объясняет Соколов.
Он уверен, «что обучать инновациям нужно непосредственно в рабочем процессе или на реальных бизнес-кейсах, поскольку на кейсах из учебников это получается менее эффективно». Вообще, отношение российских руководителей к обучению сотрудников инновациям отличается от общемирового: 67% убеждены, что этим должен заниматься исключительно бизнес, в то время как в целом по миру так думают только 26% топ-менеджеров, как показало исследование.