Разве можно за один день изменить отношение мира к куриным окорочкам? Пожалуй, любого, высказавшего такую идею, тут же подняли бы на смех. Но только не Роберта Брозина. Он - основатель и гендиректор Nandos, сети ресторанов быстрого питания, которая выросла из небольшого скромного кафе в Йоханнесбурге в международный бренд, известный мировым политическим лидерам и суперзвездам. Большими поклонниками Nandos являются певицы Бейонсе и Рианна, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон и бывший футболист Дэвид Бекхэм. За 30 лет своего существования компания Брозина открыла более 1000 ресторанов быстрого питания в 23 странах в самых разных уголках мира: на Фиджи, в Бангладеш, Намибии.
История началась в 1987 г., когда Брозин пришел со своим другом Фернандо Дуарте в маленькое кафе Chickenland в Йоханнесбурге. Друзьям это кафе приглянулось, и они заняли денег у знакомых и родных, чтобы выкупить его у владельцев.
Брозин говорит, что «всегда любил вкусно поесть», но никогда не представлял себя в роли владельца кафе. В свое время он так и не получил законченного образования в сфере бизнеса, завалив экзамен по финансам.
После университета Брозин какое-то время работал на своего отца, продавая продукцию Sanyo. Но работа ему не нравилась. «Жизнь так коротка. А я терял годы, работая у отца. Потом я много работал в крупных компаниях: в Deloitte, в PricewaterhouseCoopers. И о боже, как же я ненавидел эту работу!» - рассказывает он.
Жизнь изменилась только после покупки ресторанного бизнеса. Вскоре Брозин открыл второй ресторан в Йоханнесбурге, которым лично управлял. «Я обожал смотреть, как на кухню вносят обратно на тарелках обглоданные куриные косточки», - вспоминает он. И все же управленческая сторона бизнеса его всегда мало интересовала. Недаром сейчас он планирует отойти от операционного управления компанией.
У Nandos несколько владельцев, но Брозин неохотно говорит о том, кто какой долей бизнеса владеет. Известно только, что основным акционером сейчас является семья Энтовен. Энтовены вошли в бизнес, когда у Nandos было три ресторана. Семья еще в начале 1990-х гг. вложила в предприятие 1 млн южноафриканских рэндов ($86 000).
В Лондоне ресторан Nandos появился в 1992 г. Но в прошлом году компании пришлось защищаться от обвинений, выдвинутых газетой Guardian. Влиятельное издание обвинило сеть ресторанов в том, что она использует целый ряд офшорных структур, чтобы уменьшить количество налогов, которые ей нужно заплатить в Великобритании. Nandos ответила, что в 2013 г. заплатила британскому правительству более 12 млн фунтов стерлингов ($18,1 млн) налогов с прибыли в 58,2 млн фунтов стерлингов ($87,2 млн).
В каждой отдельно взятой стране компания ведет свои дела автономно, продавая франшизы и управляя собственными ресторанами. Единственное, что производится только в Йоханнесбурге, - знаменитый соус peri-peri, которым приправляют фирменную курицу Nandos.
Брозин и Эндрю Линч, гендиректор Nandos, не раскрывают финансовых показателей бизнеса, но говорят, что планируют ежегодно открывать в Великобритании по 30 ресторанов. Еще от 20 до 30 ресторанов компании будет каждый год открываться в других странах.