Крупные работодатели вроде Aflac, Genentech или American Express нанимают консультантов по карьерным вопросам, учат менеджеров, как помогать советами подчиненным, и запускают внутренние центры профориентации вроде тех, что действуют в вузах. Другие гиганты вроде Accenture стараются активнее рекламировать среди персонала внутренние вакансии и четче объяснять требования к кандидатам.
Вероника Кавингтон несколько часов в неделю занимается в центре карьеры в штаб-квартире страховой компании Aflac. Там консультант репетирует с ней интервью, потом она просматривает объявления о вакансиях.
29-летняя Кавингтон уверяет, что занятия с консультантом помогли ей подняться на три ступени. Сейчас она специалист по исследованиям, а раньше была специалистом по финансовым отношениям в другом страховщике. Поначалу, вспоминает Кавингтон, она не была уверена, что ей хватит квалификации для более высокого поста. Но консультант ее убедил.
Aflac основала центр карьеры после того, как опросы сотрудников показали их полную неуверенность в собственном будущем в компании. Многие просто не верили, что могут претендовать на повышение, вспоминает президент Aflac в США Тереза Вайт. Центр помог удержать немало ценных сотрудников. Но у медали оказалась оборотная сторона - порой работники, позанимавшись, решают строить карьеру в другой компании: «Созданные ими карьерные планы включают в себя позиции, которых Aflac просто не может предложить», - говорит Вайт.
Формализовать повышение
В то время как экономика США стабилизируется, компании все чаще заботит текучесть талантливых кадров. Больше трети работодателей США констатируют рост текучести, более половины испытывают трудности с удержанием лучших сотрудников, свидетельствуют данные Towers Watson. По мере того как рынок рабочей силы перегревается, все заманчивее становится идея помочь работникам распланировать ближайшие карьерные шаги и обучить их, как карабкаться вверх по лестнице, не покидая компанию.
Центры профориентации компаний открыты для всех, но в отделах кадров признают: во многом они рассчитаны на молодых сотрудников, которым нужно больше ясности в перспективах. «Наше будущее вызывает множество вопросов. Когда заводить разговор с начальником о переходе на следующую должность? Когда начинать искать новую работу?» - спрашивает 26-летняя маркет-менеджер рекрутинговой компании Workday Джулианна Стром. Workday в конце прошлого года запустила программу по внутреннему замещению вакансий и обучает менеджеров грамотно отвечать на вопросы молодежи о карьере.
Шагать нестандартно
В прошлом году около 20% работников Genentech занимались в центре карьеры компании. Работодатель оплачивает пять 45-минутных индивидуальных консультаций в год.
American Express недавно открыла второй центр карьеры. Первый был рассчитан в основном на работников колл-центра. Новый учит писать резюме, создавать личный бренд и интегрирует другие полезные навыки.
Несколько лет назад интервью с увольняющимися работниками Coca-Cola Amatil (боттлер в Новой Зеландии) показали, что большинство из них уходят, не видя карьерных перспектив.