По оценкам корпорации Apple, в прошлом году ей впервые удалось продать в Китае больше смартфонов iPhone, чем в США. Такое смещение центра продаж произошло благодаря сделке Apple с крупнейшим китайским сотовым оператором China Mobile после выпуска в октябре новой модели iPhone 6, считают аналитики.
Еще в 2013 г. генеральный директор Apple Тим Кук предполагал, что со временем Китай перегонит США по объемам продаж iPhone и станет для американской корпорации самым значительным источником доходов. Сейчас iPhone обеспечивает более половины всей выручки Apple и основную часть ее прибыли. При этом, по данным аналитиков из UBS, на Китай в завершившемся недавно квартале пришлось 36% всех поставок iPhone, тогда как на США - 24%. В прошлом году эти доли составляли 22 и 29%.
«Весь год был очень удачным, а самым благоприятным оказался этот квартал, - комментирует успехи Apple на китайском рынке смартфонов аналитик из Creative Strategies Бен Баджарин. - Это дает повод для еще большего оптимизма. В Китае для них открываются более широкие перспективы, чем здесь [в США]». По прогнозу Баджарина, в нынешнем квартале Apple продаст в Китае на 2 млн смартфонов больше, чем в США. А предстоящий выпуск на китайский рынок интеллектуальных часов Apple Watch, по мнению аналитика, сделает Apple еще более привлекательной для китайцев, покупающих продукцию американской компании в первый раз. «Вероятно, теперь Apple будет действовать в Китае более активно, чем в США, - говорит Баджарин. - Это показывает, насколько важным является Китай для роста Apple».
На фоне роста рыночной доли iPhone в Китае ухудшаются позиции корейской Samsung, но при этом быстро растут продажи недорогих моделей местных смартфонов Xiaomi. Китайский рынок больше и динамичнее, чем рынок США, однако Apple здесь приходится иметь дело и с серьезными проблемами. Растет конкуренция со стороны новых участников рынка, непросто складываются отношения западной компании с правительственными структурами. В частности, выпуск новейшей модели iPhone был задержан почти на месяц в результате затянувшегося правительственного расследования. И хотя Китай становится все более важным рынком для бизнеса Apple, это не значит, что iPhone в этой стране станет таким же доминирующим продуктом, каким он был в США. Наибольшим спросом на китайском рынке по-прежнему пользуются недорогие модели на базе ОС Android.
FT, 25.01.2015, Александр Силонов