Согласно сообщению S&P, кредитный рейтинг в иностранной валюте был понижен до BB+ с сохранением негативного прогноза, в национальной валюте - также на одну ступень, до BBB-. S&P внесло РФ в список CreditWatch (снижение рейтинга в ближайшие 90 дней с вероятностью 50%) 23 декабря, до этого агентство понижало российский рейтинг до уровня BBB- еще в апреле 2014 года, сославшись тогда на введение первого раунда санкций в отношении РФ. По данным «Ъ», Минфин РФ имел информацию о предстоящем снижении рейтинга в декабре 2014 года, правительство РФ на консультациях с S&P, последний раунд которых проходил, по сведениям источника «Ъ», на прошлой неделе, подвергало сомнению ряд оценок аналитиков агентства.
Декабрьские выводы S&P после падения цен нефти в январе 2015 года стали более чем очевидны. Вчера S&P обосновало свое решение «снижением гибкости денежно-кредитной политики РФ» на горизонте 2015-2018 годов на фоне ухудшения ситуации в экономике (до минус 2,65% ВВП в этом году, средние темпы роста за четыре года не превысят 0,5%), а также сокращением доходной части федерального бюджета. Напомним, министр финансов РФ Антон Силуанов ранее оценил потери госказны при средней цене $50 за баррель в 3 трлн руб. (доходы бюджета 2015 году утверждены в объеме 15 трлн руб.).
По прогнозу агентства, средний уровень дефицита госбюджета в следующие четыре года составит 2,5% ВВП.
Среди основных рисков в S&P указывают сокращение международных резервов из-за потребности в погашении займов внешним кредиторам, для чего ЦБ придется предоставлять банкам валютную ликвидность. В итоге покрытие резервами текущего счета платежного баланса снизится к 2017 году с семи до трех месяцев. Введение валютного контроля, а также ускоренное исчерпание резервов могут привести к дальнейшему снижению рейтинга, предупреждают в S&P: плановый пересмотр рейтинга при этом назначен на 17 апреля.
Потеря инвестиционного рейтинга грозит окончательным закрытием зарубежных долговых рынков и для российских компаний на продолжительное время - потолок по корпоративным рейтингам в случае РФ устанавливается не выше суверенного. Предполагавший снижение рейтинга первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на форуме в Давосе поспешил предупредить: «Ситуация с рейтингами не совсем адекватна, часто рейтинги имеют в том числе некое политическое основание» и призвал регуляторов работать, «отвязываясь от рейтингов» международных агентств. Министр экономики Алексей Улюкаев еще в конце декабря прошлого года оценивал издержки, связанные с необходимостью досрочной выплаты долгов (облигационные соглашения часто предусматривают возможность автоматического погашения займа при снижении рейтинга эмитента ниже порогового уровня одним или двумя агентствами), в $20-30 млрд. Минэкономики рассматривает варианты выкупа таких облигаций, от которых будут отказываться зарубежные фонды, но в антикризисном плане Белого дома это положение пока не зафиксировано. Во многом масштабы выхода из российских активов определятся дальнейшими рейтинговыми действиями конкурентов S&P - Fitch и Moody`s.
Для стабилизации рейтинга потребуется восстановление финансовой стабильности (в первую очередь доступ российских заемщиков к зарубежным кредитам), а также улучшение основных макропоказателей, говорится в пояснительной записке S&P. Впрочем, наилучшей иллюстрацией к тезису о «снижении гибкости» денежно-кредитной политики служит заявление президента Владимира Путина на совещании с правительством по антикризисному плану - президент объявил приоритетом работы Белого дома «социальную стабильность» при сохранении «приемлемых» экономических показателей. Напомним, в последних версиях антикризисный план стоимостью около 1,4 трлн руб. не содержит предложений по стимулированию экономического роста. Их правительство намерено обсуждать отдельно, и финансирование таких мер в этой логике будет зависеть исключительно от состояния конъюнктуры.
Татьяна Едовина, Дмитрий Бутрин