«Где другие видят отходы, мы видим сокровище», - гордо заявил финский предприниматель Калле Мяятя на конференции Slush по технологиям и стартапам в Хельсинки. Основатель фирмы Pure Waste Textiles не пытался эпатировать публику. Он просто этими словами начал рассказ о своем бизнесе. Сделав выразительную паузу, Мяятя продолжал: «В мире ежегодно выпускается 2 млрд джинсов, на которые тратится 3 млрд м ткани. 10-15% этой ткани идет на обрезки, а ведь это 400 млн м потерянной ткани в год. Сколько лишнего хлопка мы выращиваем! Мы берем эти обрезки и делаем из них новую одежду».
Зеленые обрезки
Pure Waste Textiles выделилась из компании по выпуску модных аксессуаров Costo. При производстве кепок, галстуков и сумок Costo тоже использовала остатки разных материалов. Идея создать компанию по пошиву джинсовой ткани из обрезков джинсов родилась после того, как Сosto вступила в партнерство с заводом по переработке ткани в Китае. С 2013 г. Pure Waste Textiles выпустила уже 10 000 м джинсовой ткани и 13 000 футболок из вторичного сырья.
Мяятя не преминул покрасоваться перед публикой: «Посмотрите, я весь одет в одежду из обрезков, и она смотрится прекрасно. Хотя мы, конечно, не шьем одежды класса люкс. Мы собираем обрезки с конвейеров, потом сортируем их во дворе и разделяем по цветам на белые, серые и черные. Потом из этого сырья делаем новые ткани и вещи».
После Мяяти выступали еще несколько предпринимателей, чей бизнес вписывается в модную ныне на Западе концепцию 3R (recycle - переработка, reuse - повторное использование и reduce - сокращение потребления). Присутствующие инвесторы тоже бурно выражали одобрение. «Новые технологии позволяют рационализировать производство и выпускать большие объемы, привлекая меньше ресурсов. Компании, которые разрабатывают такие технологии, нам интересны», - заявил, например, Ласси Нопонен, председатель совета директоров финского бизнес-акселератора и посевного фонда Clean Tech Invest. Сейчас в инвестиционном портфеле Clean Tech Invest 13 компаний, работающих в сфере «чистых технологий». Всего фонд вложил в подобные стартапы уже 180 млн евро.
Бизнес на коленке
«Были мы в прошлом году на конференции Slush. У них экологический бизнес действительно поставлен на поток. А в нашем бизнесе главное не прибыль, а душа», - говорит задумчиво Алексей Травин, резчик типографии «Идея принт» и по совместительству предприниматель, выпускающий блокноты и ручки из обрезков дизайнерской бумаги.
Его бизнес начался случайно: однажды он собрал обрезки бумаги и пружинки, сваленные в кучу после очередной смены в типографии, и сделал из них квадратный блокнот для записей. Поначалу раздавал блокноты бесплатно, потом стал продавать их за мизерные деньги - по 10 или 20 руб. за штуку. «Я сам не эколог. Мои блокноты назвали экопадами экологи, которые в 2010 г. разместили у нас заказ в типографии. В тот момент родилась концепция проекта: мы решили, что не хотим лить воду на мельницу общества потребления и будем делать продукцию из обрезков, которые никогда не кончаются», - вспоминает предприниматель.