Европейский парламент поддержал решение направить в Еврокомиссию запрос о разделении бизнеса поисковых систем, сообщило вчера агентство Bloomberg. В частности, речь может идти о запрете увязывать поиск в той или иной системе с использованием ее же коммерческих интернет-сервисов. Google в подготовленном парламентариями документе ни разу не упоминается, но говорится, что для борьбы с доминированием в интернете может быть использовано «отделение поисковых механизмов от других коммерческих сервисов».
У самого Европарламента нет полномочий разделять компании. Но он может влиять на решения Еврокомиссии, а та вправе применить к американской компании меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, отмечает агентство.
Никаких юридических последствий для Google резолюция Европарламента не несет, уверен близкий к этой компании человек. По его мнению, это большое политическое решение, пролоббированное в основном немецкими издателями, у которых давно есть претензии к поисковику (см. врез). Но попытка принять конкретные меры в отношении Google встретит большое сопротивление, считает собеседник «Ведомостей»: даже в парламенте многие были против этой резолюции.
Представитель Google отказался от официальных комментариев.
Google контролирует около 90% рынка интернет-поиска в Европе и часто подвергается критике за использование положения на рынке, нарушение законов о персональных данных, авторских правах и т. д. С 2010 г. Еврокомиссия ведет антимонопольное расследование деятельности Google.
Многие работающие в Европе компании жалуются, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке поиска: занижает в результатах поиска позиции сервисов-конкурентов, запрещает устанавливать их на устройства под управлением операционной системы Android. Так, этим летом компания Aptoide, управляющая португальским магазином приложений, пожаловалась Еврокомиссии на то, что Google блокирует на Android-устройствах конкурирующие магазины приложений. Жаловались на Google и американские компании - Microsoft, Yelp, Expedia и др.
Власти США обычно критикуют намерения Евросоюза в отношении Google: это может негативно сказаться на международных отношениях между ЕС и США, сказал недавно BBC сенатор Рон Уайден.
В России к Google тоже есть претензии - в частности, у «Яндекса». Недавно производитель мобильных устройств Explay (в конце июня 2014 г. занимал 5,2% российского рынка смартфонов, по данным GfK) отказался от сотрудничества с «Яндексом». Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова связывала разрыв отношений с тем, что Explay начинает выпуск телефонов на базе пакета приложений Google Mobile Services (GMS). Ситуация выглядит так, что отказ от «Яндекса» - вынужденная мера, навязанная Explay новым партнером, говорила Мелкумова: «В последние годы Google последовательно усложняет распространение конкурирующих поисковых и других сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Google Chrome». Представители Explay подтверждали: отказ от предустановки продуктов конкурентов Google - одно из стандартных условий соглашения с этой компанией.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в курсе ситуации на российском рынке поисковых систем и внимательно за ней следит, сказал «Ведомостям» начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. «Россия - одна из немногих стран, где есть сильные локальные игроки, поэтому естественно, что мы мониторим ситуацию», - объясняет он. Правда, пока никаких жалоб на Google ФАС не получала. Если они появятся, ФАС может возбудить дело - если обнаружит признаки нарушения антимонопольного законодательства, обещает Кудрявцев. Мелкумова не говорит, будет ли «Яндекс» жаловаться в ФАС.