«Яндекс» подписал контракт с Mozilla

Поиск «Яндекса» вернулся в качестве основного в браузер Mozilla Firefox для российских пользователей, говорится в официальном блоге Mozilla. Компания решила отказаться от принципа единого поисковика для всех рынков, и теперь в каждой стране договаривается с местными поисковиками. Так для США предустановленным по умолчанию поисковиком станет Yahoo!, в Китае - Baidu, в России - «Яндекс».

Раньше основным поисковиком почти по всему миру был Google. Но в этом году контракт Google и Mozilla заканчивается. Mozilla заключила соглашение с Google в декабре 2011 г. Его параметры компании не раскрыли. Но в финансовой отчетности Mozilla сообщала, что контракт с Google принес компании 84% ее годовой выручки, или $103 млн.

«Яндекс» заключил новый контракт с Mozilla, но его подробности представитель компании Ася Мелкумова не раскрывает.

«Яндекс» уже сотрудничал с Mozilla в течение трех лет вплоть до 2012 г., когда Mozilla заключила глобальный контракт с Google и перестала устанавливать «Яндекс» в качестве основной поисковой системы в российской версии Firefox. Основатель «Яндекса» Аркадий Волож так прокомментировал эту ситуацию в интервью «Ведомостям»: «То, что происходит сейчас,- это такое большое движение против сетевой нейтральности, за которую раньше все ратовали. Раньше царил принцип открытости и равноудаленности всех сервисов от платформ и устройств, сейчас это в прошлом. Мы долго дружили с Mozilla, но ее перекупили, и стало понятно, что нам не уйти от создания своего браузера». В результате осенью «Яндекс» запустил собственный браузер и приобрел компанию SPB Software, которая разработала программную оболочку для ОС Android.

Проблема «Яндекса» в том, что у него нет собственной мобильной платформы, через которую он может продвигать свой поиск. Поэтому компании приходится договариваться с разработчиками таких платформ (например, поиск «Яндекса» с некоторых пор стоит основным у российских владельцев iPhone и iPad).

Google активно продвигает свой поиск через операционную систему Android, чья доля на всех рынках неуклонно растет. Соответственно растет и доля поиска Google, в том числе и в России. За год доля Google в России выросла на 4,1 пункта до 30,9%, доля «Яндекса» снизилась на 1,7 п.п. до 60,1% (данные Liveinternet за октябрь 2014 г.). На изменение доля влияет дистрибуция Google в браузере Chrome и ОС Android, говорит Мелкумова. Она считает, что изменение настроек поиска в новой версии Firefox окажет минимальный эффект на распределение долей и практически не повлияет на выручку «Яндекса».