Автодилеров стало больше

28 ноября агентство «Автостат» опубликовало исследование о ситуации с дилерскими сетями в России. На фоне общего падения спроса на машины автодилеров в РФ становится больше: на сегодняшний день их 4075, что на 124 больше, чем в 2013 году. Наибольшее расширение дилерской сети наблюдается у «китайцев»: бренды Changan, JAC, DongFeng, Brilliance открыли в 2014 году более 100 центров, хотя в 2013 году еще не было ни одного. Давно работающие на российском рынке Lifan, Chery, Geely, Great Wall открыли более 430 центров. В целом у китайских компаний наблюдается прирост в 30%.

В премиальном сегменте средний прирост дилерской сети составил 6% (465 центра вместо 437 в 2013 году). Лидируют Jaguar (+8 новых центров), Mercedes-Benz (+4) и Lexus (+4). У BMW и Cadillac дилерская сеть, наоборот, сократилась. Стагнация и сокращение сети наблюдаются и по всем массовым маркам, следует из отчета «Автостата». Хуже всего ситуация у Daewoo (-41 центр), Fiat (-30), Hyundai (-4). Бренды ZAZ и TagAZ-Vortex-BYD вообще ушли с рынка, закрыв в общей сложности 244 центра. Больше всего закрылось дилерских центров у АвтоВАЗа (-54), однако их по-прежнему больше всего (382).

«Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен,- говорят в 'Автостате'.- В последние годы идет ротация дилеров в пределах 5-10%. Наибольший прирост в текущем году показали дилерские сети Renault (+13) и Volkswagen (+14). Также можно отметить расширение сетей Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet».

Динамика падения российского авторынка в октябре замедлилась до 9,9%. Участники рынка связывают это в первую очередь с госпрограммой утилизации, запущенной в сентябре. Временно поддержало продажи и ослабление курса рубля, которое заставило опасающихся роста цен покупателей вкладывать деньги в иномарки.

«С момента принятия решения об открытии нового центра до его фактического открытия проходит минимум год, а если без спешки - то два-три,- пояснил 'Ъ' президент ГК 'Фаворит Моторс' Владимир Попов.- Таким образом, центры, открытые в 2014 году, были запланированы, скорее всего, на волне роста рынка в 2012-2013 годах. Ну кто знал в январе 2014 года, что будет такой курс доллара и евро?» Сокращения числа центров у массовых брендов господин Попов объяснил «достижением точки насыщения рынка». «Что касается премиального сегмента, то у них прирост наблюдается за счет регионов, где дорогие марки были до сих пор плохо представлены,- пояснил он.- Но, боюсь, с учетом экономической ситуации через полгода эти центры могут закрыться. Аналогичное может произойти и с китайскими брендами, особенно с теми, кто недавно вышел на российский рынок».

Иван Буранов