«Ростелеком» объявил конкурс на создание платежной системы стартовой ценой 58,2 млн руб., следует из опубликованных компанией документов. Итоги планируется подвести 25 декабря 2014 г. Система должна быть пригодной для денежных переводов третьим лицам без открытия банковских счетов, приема электронных денег «Ростелекома» и виртуальных платежных карт. Еще одно требование - у нее должна быть доступная мобильная версия в виде приложений для iPhone, iPad и мобильных устройств под управлением Android.
Какие товары и услуги можно будет оплачивать с ее помощью, «Ростелеком» не уточняет. А пополнять кошельки и совершать платежи через систему можно будет в офисах «Ростелекома», через терминалы и банкоматы партнеров, с помощью пластиковых карт через интернет-ресурсы «Ростелекома» и другими способами, обещает его представитель Ирина Жаброва. Прежде всего компания рассчитывает на платежи своих собственных абонентов, но не только, добавляет она.
«Ростелекому» не понадобится получать дополнительные лицензии - он будет оказывать финансовые услуги в сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими лицензии Центробанка, говорит Жаброва.
«Ростелеком» вдвое снизил квартальную прибыль, подтвердил годовой прогноз по выручке →
В феврале 2014 г. сотрудники «Ростелекома» рассказывали о планах организовать более тесное взаимодействие будущей платежной системы с банками-партнерами, чем у операторов других электронных кошельков. Тогда предполагалось, что клиенты системы «Ростелекома» смогут в онлайн-режиме пользоваться популярными банковскими продуктами. На электронных платежах «Ростелеком» рассчитывал зарабатывать, по словам одного из собеседников «Ведомостей», несколько миллиардов рублей в год и за несколько лет довести долю на этом рынке до 15%.
58,2 млн руб. - вполне реальная цена такого проекта, если говорить о технической стороне дела, считает сотрудник одной из российских платежных систем. Он предполагает, что «Ростелеком» будет сотрудничать и с другими платежными системами - тогда его клиенты смогут покупать товары и услуги тысяч продавцов, с которыми уже сотрудничают давно работающие на рынке компании.
Исходя из требований «Ростелекома», можно было бы уложиться и в 30 млн руб., уверен сотрудник другой платежной системы.
Qiwi увеличила квартальную выручку и прибыль лучше прогнозов →
Система «Ростелекома» по условиям конкурса должна поддерживать работу не менее чем 10 млн электронных кошельков. Набрать столько реально, если «Ростелеком» станет автоматически заводить кошелек для каждого абонента, рассуждает директор по развитию WebMoney в России Петр Дарахвелидзе (только услугами местной телефонной связи от «Ростелекома» пользуется 25 млн домохозяйств). Но зарабатывать на них можно, лишь предложив пользователям уникальный продукт, опции, которых нет в других сервисах электронных денег, а рынок электронных кошельков в России весьма конкурентный, констатирует он. Рынок сформировался, пользователи поделены между такими крупными компаниями, как Qiwi, «Яндекс.Деньги», WebMoney, согласна представитель Qiwi Ксения Васильева. У «Ростелекома» есть преимущество - большая база пользователей, но, чтобы быть конкурентоспособным, его кошелек не должен уступать по функциональности уже существующим, отмечает она. «Ростелеком» может попробовать опереться на своих пользователей интернет-доступа (в конце сентября их у оператора было 11 млн) и платного ТВ (7,8 млн) - предложить им оплату этих услуг, предполагает Евгения Арнаутова из «Яндекс.Денег». Но сфера онлайн-платежей - конкурентная среда, согласна она с коллегами: те же «Яндекс.Деньги» позволяют оплачивать коммунальные услуги (которые оказывают более 30 000 организаций), проверять и гасить штрафы ГИБДД, совершать покупки в интернет-магазинах и т. п.