Ричард Дэвис устроился кассиром в лос-анджелесский банк Security Pacific Bank в день своего 18-летия. Сейчас, спустя почти 40 лет, он возглавляет U.S. Bancorp, одну из крупнейших кредитных организаций США.
«Многие из ведущих банкиров начинали свою карьеру с позиции кассира», - констатирует Дэвис. Однако сегодня мало кто из молодых людей, получающих эту должность, может рассчитывать в дальнейшем добраться до руководящего поста. Для клиентов кассиры долгое время были самыми заметными представителями этих учреждений - они определяли лицо банка. Но со временем необходимость оптимизировать расходы в сочетании с развитием технологий привели к тому, что число таких сотрудников сократилось. «Теперь это вымирающий вид», - говорит Харли Шайкен, исследователь из Университета Калифорнии (Беркли), специализирующийся на экономике труда и изучающий динамику занятости и зарплаты в сфере обслуживания.
Если верить российским банкирам, то у нас дела обстоят более оптимистично. «Только один из десяти кассиров готов всю жизнь работать в одной и той же должности, - делится наблюдениями Елена Петрова, вице-президент по управлению банковскими операциями финансовой группы Лайф. - Большинство же сотрудников находят себя в смежных отделах: бухгалтерии, финансовом отделе или во фронт-офисе, где они начинают как операционисты, затем переходят на уровень клиентских менеджеров и уже потом дорастают до руководителей отделов и начальников управлений».
Сама Петрова начинала свою карьеру в 21 год в качестве операциониста в одном небольшом банке в 1992 г. Уже через два года она перешла в КБ «Нефтяной альянс» на позицию начальника операционного отдела, а еще через год - в расчетный центр ОАО «АКБ «Пробизнесбанк», где через три года стала управляющим отделением. В 2004 г. ее назначили на должность вице-президента по операционной работе Пробизнесбанка и группы «Лайф», но уже через год она ушла в «ВТБ 24», где работала под руководством Михаила Задорного. В 2006 г. Петрова снова вернулась в «Лайф».
В запасе у Райффайзенбанка тоже имеется парочка ярких карьерных историй. Так, по словам Владимира Химаныча, управляющего директора управления по работе с персоналом банка, в московской сети отделений один сотрудник - секретарь и другой - стажер-ассистент доросли до позиции кустового директора, отвечающего за 11-12 отделений в столице.
Операционист из ночлежки
Недавно консалтинговая фирма Crowe Horwath опубликовала отчет, согласно которому годовая зарплата опытного американского операциониста, работающего на полную ставку, сократилась за последний год на 2,9% и составила $25 738 (это самый низкий показатель среди 28 должностей банковских служащих, проанализированных авторами отчета). Для сравнения: по данным Бюро трудовой статистики США, средний годовой заработок работника в стране составляет $46 440.
Молодым операционистам бывает трудно сводить концы с концами. В 2009 г. Глориве Кэбан, занимавшая такую должность в банке, который ныне называется Popular Community Bank, лишилась возможности снимать квартиру и в течение недели была вынуждена жить в приюте для бездомных в нью-йоркском Бронксе. Тогда ей был 21 год, а ее зарплата составляла $11 в час при обычной занятости 24 часа в неделю. Кэбан попросила руководство увеличить ей число рабочих часов, но банк на это не пошел.