29 января. /Корр. ТАСС Надежда Геращенко/. Крупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика» (входит в датскую группу Carlsberg) в четверг объявила, что с 30 апреля 2015 года закроет два из 10 своих заводов, на которые приходится 15% производственных мощностей. С учетом закрытых в течение прошлого года двух российских предприятий турецкой Anadolu Efes и одного завода «САН ИнБев» пивоваренные мощности в России сократятся более чем на 9%, следует из данных компаний и оценок Росстата по объему производства пива и загрузке мощностей.
Пивовары ликвидируют избыточные мощности из-за общей сложной экономической ситуации, а также из-за изменившегося регулирования отрасли, в том числе повышения акцизов, ограничения рекламы и запрета на продажи пива в киосках в рамках антиалкогольной кампании.
Все эти факторы приводят к снижению продаж в отрасли и росту издержек. Производственные мощности в пивоварении в среднем загружены на 55% (данные Росстата за 2013 год), и пивоваренные компании, чтобы сократить затраты на их содержание, закрывают некоторые заводы. В случае восстановления благоприятной ситуации производство пива может быть восстановлено за счет свободных мощностей на оставшихся предприятиях.
Закрыть законсервированное
«Балтика» весной закрывает свои заводы в Челябинске и Красноярске из-за падения продаж на рынке пива, сообщила компания. Российские предприятия Carlsberg помимо пива под брендом «Балтика» выпускают также пиво «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg и Carlsberg. В результате закрытия заводов совокупные производственные мощности группы в России снизятся примерно на 15%.
Помимо этого «Балтика» еще в октябре законсервировала более половины своих производственных линий на основной площадке - в Санкт-Петербурге. Производство на планирующихся теперь к закрытию заводах на Урале и в Сибири осенью тоже было законсервировано. Предполагалось, что варка пива и розлив на них возобновятся, когда рынок начнет восстанавливаться. Но декабрьская девальвация рубля и сложности с кредитованием из-за роста ставок еще больше усугубили ситуацию.
В результате Carlsberg ввела мораторий на прием сотрудников и повышение зарплат. Сокращение затронет 7% персонала группы в России. Компания планирует уволить 560 работников двух закрывающихся заводов (70% местного персонала), выплатив им 300 млн рублей компенсаций. Оставшиеся сотрудники получат предложение перейти работать на другие предприятия Carlsberg в России и Восточной Европе. Не подвергнутся сокращению только специалисты, отвечающие за продажи и логистику в Челябинске и Красноярске. Они будут распределять продукцию «Балтики», которая начнет поступать с оставшихся восьми работающих заводов группы.
«С каких заводов пойдет продукция в эти регионы, будет зависеть от анализа различных факторов. Будут выработаны оптимальные схемы», - пояснил ТАСС представитель «Балтики» Алексей Кедрин.
Закрытие пяти заводов
До «Балтики» из-за кризиса в отрасли о закрытии заводов объявляли и другие участники рынка. В течение 2014 года закрылось три пивоваренных завода. «САН ИнБев» закрыла Ангарский пивоваренный завод, а российская дочерняя компания турецкого производителя пива Anadolu Efes (Efes Rus) предприятия в Москве и Ростове-на-Дону. У крупнейших игроков на пивном рынке России остаются 33 завода: у Heineken - 8, «Очаково» - 4, Efes - 6, Anheuser-Busch InBev - 7 и у Carlsberg - 8.
Общая мощность всех пяти закрытых с начала 2014 года предприятий составляет примерно 150 млн дал (декалитр, равен 10 л), из которых на завод «Балтики» в Челябинске приходится 45 млн дал, а в Красноярске 25 млн дал, следует из данных компаний.
Суммарные производственные мощности российской пивоваренной отрасли на 2013 год можно оценить в 1,6 млрд дал на основе данных Росстата об объеме производства пива (890 млн дал) и загрузке мощностей (55%). Таким образом с закрытием заводов российский рынок менее чем за полтора года потеряет 9,1% пивоваренных мощностей.
Пива становится меньше
Продажи пива снижаются уже не первый год. В течение последних пяти лет объем российского пивного рынка сократился более чем на 20% По данным Росстата, в 2013-14 годах рынок сокращался почти на 8,5% ежегодно, упав до 816 млн дал.
Пивовары утверждают, что проблемы отрасли связаны со сложной макроэкономической обстановкой, несбалансированным регулированием и налогообложением отрасли. Об этом все пивоваренные компании упоминают в своих отчетах. О снижении продаж пива в России по итогам прошлого года сообщили все крупные международные игроки пивного рынка - Carlsberg, Heineken, Anheuser-Busch InBev и Efes.
В числе проблем они упоминают рост акциза на пиво в шесть раз за последние пять лет (с 3 рублей до 18 рублей на литр в 2014 году), серьезные ограничения на рекламу (коммуникации с потребителями), запрет продаж пива в киосках, ограничения по времени продажи пива, регулятивные требования к рецептуре и упаковке. Все это, по мнению участников рынка, привело к резкому увеличению издержек и росту цен на пиво для конечного потребителя.
По итогам 2014 года к этим факторам прибавилась девальвация рубля и сложности с банковскими кредитами. Так, курсовые разницы уже сказались на показателях всей группы Carlsberg по итогам девяти месяцев в странах Восточной Европы. Чистые продажи за этот период сократилась на 17% до 11,4 млрд датских крон (порядка 2 млрд долларов), в основном из-за негативного влияния курсовых разниц (минус 16%), в том числе снижения курса рубля (на тот момент на 13%).