Квартальные отчеты Apple и Samsung говорят об обострении конкуренции между этими лидерами рынка смартфонов. Благодаря успешному осеннему дебюту iPhone 6 Apple укрепила свои позиции, а бизнес Samsung, напротив, испытывает сильное давление со стороны китайских производителей.
Apple сообщила, что за три месяца поставила на рынок 74,5 млн iPhone, корейская компания оценивает свои поставки смартфонов в 71-76 млн. Аналитики из Strategy Analytics подсчитали, что поставки Samsung также составили 74,5 млн штук. В октябре - декабре Apple догнала корейского конкурента по объему поставок смартфонов, по данным Counterpoint Technology Market Research.
«Раньше подобное случалось с Nokia и Motorola, и это тревожный сигнал», - говорит Том Кан, аналитик из Counterpoint. Рыночная доля Samsung снижается из-за конкуренции с китайскими поставщиками. Операционная прибыль подразделения сотовых телефонов Samsung в I квартале снизилась по сравнению с прошлогодней на 64%. При этом смартфоны и телефоны обеспечили 75% всей операционной прибыли компании.
В 2011 г. Samsung впервые стал ведущим мировым поставщиком смартфонов, оттеснив Apple. Линейка телефонов Galaxy, обеспечившая этот успех, стала объектом патентных тяжб между двумя компаниями. Ожесточенная юридическая война велась четыре года, но в 2014 г. стороны уладили взаимные претензии по рынкам за пределами США. Однако проблемы Samsung на этом не кончились. Дебют модели Galaxy S5 весной прошлого года был не слишком удачным: продажи оказались на 40% меньше, чем прогнозировалось. Доля Samsung на рынке смартфонов сокращается под натиском новых игроков вроде китайской Xiaomi и индийской Micromax. Samsung надеется, что выпуск Galaxy S6 изменит ситуацию. Компания уделяет все больше внимания нижнему ценовому сегменту рынка. В январе в Индии начала продаваться модель Samsung Z1 стоимостью $92.
Операционная маржа у корейской компании, в I квартале 2014 г. составлявшая 19,8%, в III квартале опустилась до 7,1%, а в следующем квартале поднялась весьма незначительно, до 7,5%. В то же время у Apple соответствующий показатель в I квартале 2015 финансового года, завершившемся 27 декабря, достиг 39,9%. Основой успеха стал высокий спрос на модели iPhone 6 и iPhone 6 Plus, оснащенные большим экраном. По мнению Кана, Apple и Samsung ориентируются на разные категории потребителей и в сегменте, где доминирует Apple, Samsung «не следует даже пытаться с ней конкурировать».
В России, по данным розничной сети МТС, в IV квартале 2014 г. было продано 2,14 млн смартфонов Samsung (на 39% больше, чем годом ранее) и 1,13 млн iPhone (рост - 73%). В декабре смартфонов Samsung было продано в 2,4 раза больше, чем iPhone, добавляет представитель МТС Дмитрий Солодовников. В IV квартале 2014 г. устройства Apple в России стремительно дорожали, в то время как Samsung зафиксировал цены на популярные модели, говорит он. В декабре 2014 г. продажи Apple остались на уровне ноября, а спрос на Samsung увеличился в 1,5 раза, отмечает Солодовников.
Доля Samsung по количеству проданных смартфонов в IV квартале 2014 г. почти в 2 раза превышала долю Apple - 24% против 13% рынка, отмечает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. По его словам, доля Samsung увеличилась на 2 п. п. год к году, а доля Apple c января, по его прогнозу, начнет падать, поскольку цена на iPhone «давно ушла из зоны комфорта». «Покупатель вряд ли сможет принять тот факт, что телефон стоит, как подержанная машина», - прогнозирует Луканин.
По выручке от продаж смартфонов в России в 2014 г. Apple стала лидером - ее доля составила примерно 30% (на 9 п. п. больше, чем в 2013 г.), говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Продажи смартфонов в России в 2014 г. в денежном выражении увеличились на 25% - не без влияния Apple. Без учета iPhone рынок в России увеличился бы в деньгах только на 15%, уверена Заикина.
Использованы материалы WSJ