Разрешение ЦБ использовать «просроченные» рейтинги вредит рынку и экономике

Совет директоров Банка России 19 января 2015 г. разрешил1 в целях регулирования применять кредитные рейтинги международных агентств - Standard & Poor’s, Fitch Ratings или Moody’s Investors Service, - присвоенные по состоянию на 1 марта 2014 г. (для кредитных организаций и выпущенных ими долговых инструментов) и на 1 декабря 2014 г. (для иных объектов рейтингования). В решении не указано, но из него следует, что не имеет значения, действуют ли используемые рейтинги на текущую дату и были ли они пересмотрены либо отозваны агентствами после вышеназванных дат. Такой порядок действий укладывается в логику и иных решений ЦБ, принятых в последнее время. К примеру, с декабря 2014 г. банкам позволено: использовать при составлении отчетности и расчете нормативов устаревшие валютные или фондовые котировки; не применять ограничения, установленные для процентных ставок; не формировать дополнительные резервы вследствие ухудшений в качестве активов, произошедших из-за санкций.

Причины перехода к использованию устаревших международных рейтингов очевидны. Во-первых, крупные госбанки и попавшие под санкции компании столкнулись с ограничениями по получению международных рейтингов. Во-вторых, все ведущие агентства пересмотрели суверенный рейтинг России, за чем, как правило, пересматривается большинство рейтингов, основанных на оценке страновых рисков (особенно - рейтингов компаний и банков госсектора). Снижение или отсутствие рейтингов связано с увеличением издержек как для компаний, заимствующих на рынке (в виде роста стоимости фондирования), так и для держателей долга, особенно тех, кто подвергается регулированию (в форме дополнительных расходов на резервирование либо потерь от вынужденной продажи актива). Ситуацию усугубляет снижение ликвидности на рынке корпоративных облигаций, поэтому когда инвестор вынужден продать их из-за несоответствия рейтинга минимально допустимому уровню, сделать это без потерь невозможно, и гораздо выгоднее дождаться оферты или погашения.

С одной стороны, решение ЦБ, возможно, правильное с точки зрения фиксирования использования рейтингов, пусть и устаревших, в краткосрочной перспективе и на фоне вероятного их понижения глобальными агентствами. С другой - применение их рейтингов вызвано отсутствием альтернативы независимым оценкам рейтинговых агентств, что признается Банком России. Но следует отметить, что к основным преимуществам, позволяющим применять рейтинги, относятся: непрерывность их поддержания и изменения; публичность рейтинговых оценок; наличие у агентств профессионального опыта и методик, позволяющих присваивать мотивированные суждения; независимость агентств как от рейтингуемых объектов, так и от других заинтересованных сторон.

Таким образом, рейтингом мы можем считать лишь мнение агентства, являющееся актуальным, выраженное публично и подкрепленное соответствующей методике агентства аргументацией. А рейтинги, взятые на произвольно (а тем более - специально) выбранную дату в прошлом, лишены указанных достоинств: они неактуальны, не изменяются в соответствии с текущими рыночными условиями и, таким образом, не отражают нынешнего мнения агентств о кредитных рисках. Без указанных свойств рейтинг фактически перестает считаться таковым, и его применение инвесторами для оценки долга лишено всякого смысла. Очевидно, что инвесторы будут пользоваться актуальными оценками агентств, что может дать расхождение в их решениях относительно предполагаемых действий, которые могли бы основываться на фиксированных, устаревших оценках, принятых ЦБ.