Российской банковской системе в ближайшие пять лет необходимо удвоить свой капитал, чтобы темпы роста кредитов могли поддержать экономический рост, заявила в октябре председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сама по себе идея удвоения капитала звучит более логично в условиях глобального перехода на более жесткие стандарты регулирования (внедрение «Базель-III») и растущих рисков как для самих банков, так и для их клиентов. К тому же российские компании де-факто лишены возможности занимать за рубежом, и этот дефицит фондирования, вероятно, придется заполнить российским банкам. Но как на практике реализовать эту идею?
Два основных источника пополнения капитала любого банка - это средства акционеров и чистая прибыль. Существует также возможность разместить гибридные долговые инструменты и/или акции в пользу широкого круга инвесторов. Однако большинству российских банков сейчас будет практически невозможно найти рыночный спрос на подобные инструменты.
Любой акционер, осуществляющий взнос в капитал, рассчитывает, что его вложения вернутся, например, через дивиденды или продажу бизнеса в перспективе. Давайте посмотрим, насколько российский банковский сектор сейчас привлекателен как объект вложений? Щедрыми дивидендами банки в своем большинстве исторически не славятся. Мультипликаторы, по которым сейчас торгуются акции публичных банков, чрезвычайно низки - соотношение рыночной стоимости и стоимости чистых активов находится на уровне 0,5-0,7 даже для крупнейших представителей сектора. Одновременно с этим показатель рентабельности капитала банковской системы снизился с 18,6% в 2012 г. до 13,3% за девять месяцев 2014 г. (с исключением Сбербанка - с 16,8% до 10,9%).
Какой логикой может руководствоваться акционер, который, несмотря на это, делает новое вложение в капитал банка? Чаще всего - желанием поддержать организацию в непростое время, рассчитывая на значительный рост доходов в будущем. А что, если роста доходов не произойдет? Если рентабельность капитала немного выше 10% станет новой нормой? В этом случае большинство акционеров, скорее всего, предпочтут проявить консервативность и воздержаться от новых вливаний в капитал своих банков. Как следствие, кредитным организациям будет предоставлена возможность самим заняться разрешением имеющихся трудностей.
Ну, а что могут сделать сами банки для увеличения прибыли? Первый и наиболее очевидный вариант - заняться оптимизацией операционных расходов, закладываясь на более медленный рост бизнеса в дальнейшем. Потенциал для этого у российских банков имеется - организационные и управленческие расходы по системе с 2009 по 2013 г. росли темпами, соразмерными росту активов (+90% и +95% соответственно). Главное - не перестараться и быть готовым к ускорению сектора, иначе конкуренты очень быстро заберут себе долю рынка.
Второй вариант - переходить к более комплексному обслуживанию клиентов, глядя дальше, чем маржа между ставкой по кредиту и стоимостью депозита. В непростые, нестабильные времена вырастает спрос на структурные решения, инструменты хеджирования и перераспределения риска. Одновременно предложить крупному корпоративному клиенту зарплатный проект, услугу по консолидации денежных средств группы компаний на главном счете (cash pooling), доходное инвестирование краткосрочной избыточной ликвидности, кросс-валютный своп куда выгоднее для банка, чем просто выдать кредит.