Девальвация рубля может стоить германской группе Metro 200 млн евро, заявил исполнительный директор Metro Group Олаф Кох. «Сейчас 1 евро стоит около 80 руб. Если обменный курс зафиксируется на этом уровне, это может стоить нам около 200 млн евро операционной прибыли. Этот эффект мы не сможем компенсировать», - сказал Кох в интервью WirtschaftsWoche.
Российский рынок - один из ключевых для Metro. По оценкам JPMorgan на конец 2014 г., на него приходилось около 28% операционной прибыли группы, около 40% прибыли до уплаты налогов и «еще большая доля в чистой прибыли».
«Очевидно, девальвация рубля оказала серьезное негативное влияние на чистую прибыль Metro в России, представленную в валюте отчетности Metro Group», - говорит Наталья Колупаева из Райффайзенбанка. На это накладываются ослабление покупательского спроса, ограничения на импорт ряда продовольственных товаров, перечисляет она: все эти факторы заставляли компанию пересматривать ассортиментную и ценовую политику.
По итогам 2014 календарного года Metro потеряла 4-е место среди крупнейших российских продавцов продовольствия, уступив его группе «Дикси». По данным Infoline, выручка Metro Cash & Carry в России составила 207 млрд руб. без НДС, «Дикси» - 227 млрд руб. без НДС.
В своей текущей деятельности в России Metro не замечает никакого спада, говорит Кох. Несмотря на продовольственное эмбарго и экономическую ситуацию в России, группа намерена здесь расширяться, добавил Кох. Ранее представитель российской Metro Cash & Carry заявлял, что в 2015 г. Metro откроет не меньше новых центров, чем в 2014 г., т. е. не менее семи. На конец 2014 г. компания управляла 80 центрами мелкооптовой торговли в России.
Французский ритейлер «Ашан», третий по выручке среди розничных сетей в России, также не намерен сокращать инвестпланы. Объем инвестпрограммы на 2015 г. - около 10 млрд руб., говорит Мария Курносова из «Ашана». Для сильных и финансово устойчивых компаний условия работы сегодня можно назвать временами возможностей, отмечает Колупаева: «Стоимость инвестиций в открытие новых магазинов в пересчете на валюту снизилась».
Еще один крупный германский розничный игрок - группа Otto также предупредила о потерях из-за России. Влияние обесценения рубля «крайне велико», заявил газете Handelsblatt исполнительный директор Otto Ханс-Отто Шрадер: «В этом году здесь мы понесем убытки». Тем не менее Otto «решила не уходить из России» и продолжить инвестировать, говорит Шрадер.
Негативный эффект от обесценения рубля ощущают все российские «дочки» зарубежных ритейлеров, отмечает партнер Deloitte Владимир Бирюков. Многие компании стали чаще пересматривать прогнозы и бюджеты из-за валютной неопределенности, констатирует он. «Если в середине января многие рассчитывали, что средний курс на этот год может быть 70-80 руб./евро, то теперь часты более высокие прогнозы», - добавляет Бирюков. Также, по мнению Бирюкова, из-за дороговизны кредитов в России зарубежные компании могут снизить объемы дивидендов для головных структур, чтобы оставить эти средства российским «дочкам» для финансирования их деятельности.
Российская «дочка»Metro, ООО «Метро кэш энд кэрри», в 2013 г. направила на дивиденды рекордную для российских «дочек» зарубежных ритейлеров сумму - 30,13 млрд руб. (здесь и далее данные «СПАРК-Интерфакса»). Существенные выплаты для материнских компаний делали и другие ритейлеры: ООО «ИКЕА дом» (входит в шведскую IKEA) на дивиденды в 2013 г. направила 6,58 млрд руб., годом ранее ООО «Ашан» (операционная «дочка» Auchan) заплатило головной структуре почти 11 млрд руб.