Профиль пользователя, составленный на основе его отметок «нравится», или «лайков», в социальной сети Facebook лучше описывает его личность, чем это делают даже самые близкие люди. Таков основной вывод исследования, проведенного учеными Кембриджского и Стэнфордского университетов на материале социальных реакций добровольцев, пишет Financial Times. Сами исследователи признают, что их результат может выглядеть пугающе. Тем не менее исследование имеет большое практическое значение, например, в области взаимодействия с искусственным интеллектом: машинный разум сможет хорошо понимать эмоциональные потребности своих белковых создателей на основе сравнительно небольшого массива данных.
Сначала исследователи на основе опросника из 100 вопросов, пройденного 86 700 пользователями Facebook, составили модель, связывающую их предпочтения с «большой пятеркой» черт личности: экстраверсия, доброжелательность (приятность в общении), добросовестность, невротизм (эмоциональная стабильность) и открытость опыту. Оказалось, например, что любители медитации, конференций по обмену идеями и Сальвадора Дали были более открыты опыту, а любители телеперсоны Снуки из реалити-шоу Jersey Shore и вечеринок были экстравертами.
Затем участники исследования предоставили ученым доступ ко всем своим «лайкам» в Facebook, и на основе производной модели была оценена личность каждого из них. Участники прошли также референсный психологический тест на личностные характеристики. 17 000 участников смогли привлечь друзей и родственников, которые отдельно оценили личностные особенности субъектов исследования. После сравнения результатов оказалось, что компьютер описывает личность человека лучше, чем его коллега, после анализа лишь 10 «лайков», чем друг - после 70 «лайков», чем родственник - после 150 «лайков», и чем супруг - после 300 «лайков». Среднее по Facebook количество отметок «нравится», приходящееся на пользователя, - 227, замечает FT.
Стивен Хокинг: Люди проиграют компьютерному разуму