Tizen конкурирует с Android и призвана уменьшить зависимость Samsung от Google. Система построена на основе открытой операционной системы (ОС) Linux, развитием этой системы помимо Samsung занимается корпорация Intel, однако система пока не получила массовой поддержки у изготовителей смартфонов. Рыночные перспективы Tizen остаются неопределенными - ей предстоит труднейшая борьба в сегменте, где сейчас доминируют ОС от Google и Apple. В этих условиях Samsung надеется закрепиться на рынках, где позиции основных конкурентов не столь сильны. Отраслевые эксперты указывают, что для Samsung задача осложняется существенным снижением прибыльности ее подразделения сотовых телефонов.
Продвигая Tizen, корейская компания выпустила целый ряд устройств на базе этой ОС, включая цифровые камеры, интеллектуальные часы и телевизор, однако до сих пор в этом списке не было смартфона. Между тем именно смартфоны сейчас считаются наиболее важной категорией потребительской электроники - с этим сегментом в последние восемь лет была связана значительная часть отраслевых инноваций и прибылей.
Новая модель Z1 стоимостью менее $100 ориентирована на клиентов, впервые покупающих смартфон. В прошлом году Samsung делал попытки запустить смартфон на базе Tizen в Японии, Франции, России и в Индии, но каждый раз эти попытки срывались. Как поясняла сама компания, это происходило из-за недостаточной поддержки со стороны сотовых операторов и разработчиков приложений. На этот раз корейская компания решила обойти эти препятствия, не связываясь с операторами и разработчиками. Z1 продается напрямую через розничные сети Samsung, а в качестве сопутствующих программ использованы веб-версии Facebook, Twitter и YouTube. Впрочем, существует онлайновый магазин приложений для Tizen, где можно, в частности, приобрести специализированную версию WhatsApp.
Бренд Tizen пока мало известен, поэтому для продвижения новинки будет использоваться собственно бренд Samsung. Компания надеется, что в Индии у Z1 неплохие шансы: этот огромный рынок динамично развивается, причем порядка 70% индийцев пока не пользуются смартфонами. Если новинка окажется популярной, это в свою очередь сделает платформу Tizen более привлекательной для разработчиков ПО.
«Завоевать значительную долю рынка, предложив новую ОС, будет очень трудно, даже если предлагать только дешевые устройства, - говорит Кэти Бойл, аналитик из eMarketer. - Смартфоны на базе Android охватывают широкий ценовой диапазон, для этой платформы существует широчайший выбор приложений».
Руководство Samsung также признает серьезность стоящих перед компанией проблем. Производители дешевых смартфонов на базе Android, включая индийскую Micromax Informatics и китайскую Xiaomi, теснят Samsung, предлагая стильные устройства в несколько раз дешевле сопоставимых продуктов корейской компании. В то же время и у самого Samsung с Android связана значительная часть бизнеса и прибылей, поэтому продвигать конкурирующую платформу ему приходится весьма осторожно.
WSJ, 14.01.2015, Александр Силонов